Эффективная гимнастика для глаз: лучшие упражнения для детей

Главная задача зрительной гимнастики заключается в укреплении мышц глаз. Специально разработанные комплексы упражнений помогают глазам отдышаться и снимают напряжение, возникающее при интенсивной зрительной работе. Во время выполнения упражнений происходит стимуляция нервной системы ребенка, что способствует более эффективной обработке и восприятию информации, поступающей через зрение.

Коротко о главном
  • Гимнастика для глаз способствует улучшению зрительной функции у детей дошкольного и школьного возраста.
  • Игровая форма упражнений делает занятия интересными и увлекательными для детей.
  • Регулярные упражнения помогают снизить утомляемость глаз, особенно при длительной работе за экраном.
  • Гимнастика развивает глазомоторные навыки, улучшает координацию и внимание.
  • Включение родителей в занятия усиливает мотивацию и радость от процесса.

Процесс развития органов зрения у детей продолжается с раннего возраста и продолжается вплоть до 10–12 лет. Разработанная методика направлена на защиту детских глаз от чрезмерных зрительных нагрузок, что помогает предотвратить ухудшение зрения. Офтальмологи советуют уделять внимание занятиям каждый день, в утренние или вечерние часы, чтобы ощутить их пользу примерно через месяц.

  • 1. Универсальный набор упражнений
  • 2. Зрительная гимнастика для детей дошкольного возраста
  • 3. Быстрый комплекс упражнений для школьников
  • 4. Методика расслабления глаз

Универсальный комплекс упражнений

Предлагаемый комплекс гимнастики подходит как для детей, так и для взрослых. Упражнения отличаются простотой, что позволяет выполнять их даже самым маленьким. Перед началом рекомендуется несколько раз сильно зажмуриться, чтобы улучшить кровообращение и увлажнить глаза с помощью выделившихся слёз.

При организации занятий с ребенком необходимо превращать их в игровую активность и стараться каждый раз вызывать его интерес. Личный пример и спокойная атмосфера, располагающая к общению, играют значительную роль. Дети часто с удовольствием воспринимают рифмы и ритмические стихи. Существует много коротких стихотворений, которые сопровождают упражнения, способствующие восстановлению остроты зрения. Вместе с родителем, а затем и самостоятельно, ребёнок учится выполнять движения глаз по тексту стихотворения. Большинство детей запоминает такие стихи наизусть, что помогает развивать память и расширяет их кругозор.

Все упражнения в данном комплексе сопровождаются стихотворением «Дни недели»:

1. Упражнение «Качели».

Опустите подбородок на руки, чтобы голова оставалась неподвижной. Глаза смотрят вверх, затем вниз. Повторить 4 раза. Сделать паузу и сосчитать до 10. Затем повторить 4 раза и сделать перерыв.

Вся неделя движется по порядку, глазки делают зарядку.

В понедельник, как только проснемся, глазки солнцу улыбнемся,

Посмотрим вниз на траву и снова — наверх, вдруг поднимемся.

2. Упражнение «Маятник».

Здесь нужно перемещать глаза из стороны в сторону, при этом голова должна оставаться неподвижной.

Во вторник наши глазки словно часики, взгляд их туда-сюда водят.

Сначала влево, потом вправо, не устанут никогда.

3. Упражнение «Жмурки».

Это крайне простое упражнение, с ним могут справиться даже самые маленькие дети (от 1 до 2 лет). Оно эффективно расслабляет поддерживающие глазное яблоко мышцы. Нужно очень сильно зажмурить глазки (считаем до 5, а кто сможет — до 10), а затем открыть их и расслабиться, посмотрев вперёд. Повторяйте несколько раз.

В среду в жмурки играем, крепко глазки закрываем.

Раз, два, три, четыре, пять, пора глазки открывать.

Жмуримся и снова открываем, продолжаем нашу игру!

4. Упражнение «Переключение взгляда».

Дети любят сидеть на подоконнике. Попросите малыша найти самый близкий объект на улице и внимательно на него посмотреть. Можно выбрать ногтёк, расположив палец на расстоянии 25–30 см от глаз. Затем найдите самый дальний предмет и переведите взгляд на него. Повторяйте несколько раз по команде взрослого: «Далеко! Близко!»

В четверг смотрим вдаль, на этом времени не жаль.

Что вблизи, что вдали, глазки видят, как могли.

5. Упражнение «Часики».

Направьте взгляд по кругу по часовой стрелке: вниз, влево, вверх, вправо и снова вниз. А затем повторите в обратном направлении.

В пятницу мы не зевали — глаза по кругу пробежали.

Остановились, и снова — в другую сторону продолжаем!

6. Упражнение «Уголки».

Смотрите сначала в верхний правый угол, затем — в нижний левый. Переведите взгляд в верхний левый угол, а потом в нижний правый.

Даже в субботу выходной, мы не ленимся с тобой.

Ищем уголки, чтобы глазки бегали.

7. Упражнение «Массаж».

Закройте глаза. Легкими движениями пальцев погладьте их: верхнее веко от внутреннего угла к наружному углу, нижнее веко от наружного края к внутреннему, а затем наоборот.

В воскресенье пора спать, а потом на прогулку мы пойдем,

Чтобы глазки закаливались, надо дышать свежим воздухом.

Упоминание о прогулке и свежем воздухе не случайно. Активные игры, бег и спортивные занятия способствуют правильному развитию органов зрения и улучшению их функционирования. Важно формировать у детей правильную осанку. Искажение позвоночника может привести к нарушению кровообращения в головном мозге, что, в свою очередь, ведет к проблемам со зрением.

Специалисты подчеркивают значение гимнастики для глаз у детей в дошкольном и школьном возрасте, особенно в наши дни, когда дети проводит много времени за экранами. Игровая форма занятий делает эти упражнения не только полезными, но и развлекательными. Эксперты отмечают, что такие занятия помогают развивать зрительную координацию, расслабляют глазные мышцы и снижают риск близорукости.

Врачи рекомендуют включать в занятия простые игры, например «найди предмет» или «угадай цвет», что способствует развитию внимания и зрительной памяти. Регулярные занятия в игровой форме укрепляют зрительное здоровье, а также способствуют общему развитию ребенка, поднимают настроение и увеличивают интерес к физической активности. Важно, чтобы родители поддерживали эту практику и включали её в повседневную жизнь.

Мнение эксперта
Кочемасова Татьяна Владимировна
Кандидат медицинских наук, врач-эндокринолог | Стаж 18 лет

Как эксперт в области детского здоровья, я уверен, что гимнастика для глаз является важным элементом поддержания зрения у детей дошкольного и школьного возраста. В условиях современных технологий, когда дети все больше времени проводят за экранами, такое внимание здоровью глаз особенно актуально. Игровая форма гимнастики делает процесс не только эффективным, но и увлекательным. Подобные занятия способны не только укрепить глазные мышцы, но и развить координацию и внимательность, что играет ключевую роль в общем развитии ребёнка.

Организуя гимнастику в игровой форме, я всегда внедряю разнообразные элементы, которые помогают удерживать интерес детей. Например, использование цветных мячиков, карточек с изображениями или даже зрительных лабиринтов может не только развлекать, но и служить инструментом для тренировки. Благодаря этому дети легче воспринимают упражнения, а результат выглядит более заметным. Подобный подход позволяет мне сформировать у детей положительное отношение к занятиям, что немаловажно для выработки у них привычки заботиться о своём зрении в будущем.

Не менее важным аспектом является регулярность занятий. Я рекомендую родителям вписывать гимнастику для глаз в режим дня, чтобы это стало естественной частью жизни ребёнка. Даже самые простые упражнения могут быть выполнены в ходе игры, что способствует их регулярному освоению. В конце концов, здоровье глаз — это не только забота о зрении, но и вклад в общую активность и успешность детей в учёбе и играх, что делает гимнастику для глаз столь важной.

Зрительная гимнастика для дошкольников

С 3 лет детские глаза сталкиваются с ощутимыми нагрузками. Основное количество информации поступает через зрительное восприятие. Родителям и сотрудникам детских садов, в частности воспитателям старших групп, настоятельно рекомендуется проводить для детей гимнастику для глаз, нацеленную на физическое и умственное развитие. При наличии у ребенка проблем со зрением, таких как близорукость, дальнозоркость, астигматизм или косоглазие в легкой форме, гимнастика может дать положительный эффект. Однако стоит запастись терпением, поскольку на проявление результатов может потребоваться время.

Если ребенок носит очки, в процессе занятия рекомендуется использовать очки с линзами на 1–2 диоптрии слабее, чем привычные. Упражнения можно выполнять без очков, если разница с обычными очками составляет 1 диоптрию.

Метод, упомянутый выше, подходит как для детей дошкольного, так и школьного возраста. Его можно дополнить другими упражнениями, которые в силу своей сложности могут быть доступны детям с 4 лет.

1. Упражнение с кругами.

Для выполнения понадобятся два цветных круга разного размера. Их можно вырезать из бумаги или картона вместе с ребенком и прикрепить повыше в углах комнаты. Попросите ребёнка сначала внимательно посмотреть на левый круг (не спеша считаем до 10), затем на правый. Голова должна оставаться в неподвижном состоянии, движения выполняются только глазами. Круги не должны угадать, что за ними следят! Упражнение выполняется 5 раз, после чего малыш должен закрыть глазки (считаем до 15) и повторить еще 5 раз.

2. Упражнение V.

Это простое упражнение называется «экстренная помощь», так как позволяет глазам расслабиться и восстанавливает остроту зрения, улучшая четкость изображения. Его нужно регулярно выполнять всем, кто много времени проводит за монитором или телевизором.

Чтобы правильно продемонстрировать это упражнение ребенку, необходимо освоить технику самостоятельно. Сядьте лицом к стене, находясь в метре от неё. Голова, как и в большинстве упражнений, должна оставаться неподвижной, лицо при этом расслаблено. Сначала посмотрите в верхний левый угол стены, затем опустите взгляд вниз и закройте глаза на 5–7 секунд. После этого переведите взгляд к верхнему правому углу стены и вновь опустите глаза вниз. Таким образом, глаза создают воображаемую латинскую букву V, и их движения происходят с максимальной амплитудой. Повторите 5 раз подряд.

3. Упражнение «Траектория».

Для этого упражнения понадобится крупный контрастный рисунок: змейка, спираль, круги, волнистые линии и т. д. Его можно нарисовать на листе ватмана яркими цветами (синим, зеленым, красным, черным). Рисунок крепится в центре потолка. Ребенок должен, не двигая головой, следовать за заданной взрослым траекторией.

4. Упражнение с часами.

Это упражнение помогает улучшить зрение на близком расстоянии. Его нужно выполнять в течение 3–4 минут. Для этого понадобятся наручные часы с крупным светлым циферблатом и четкими цифрами. Ребенку нужно постараться рассмотреть и назвать цифры с разных расстояний. Сначала часы находятся на расстоянии 30–40 см от лица, затем взрослый постепенно отодвигает их на 1 метр и 1,5 метра, после чего снова приближает к лицу ребенка.

5. Упражнение с маятником.

Данное упражнение улучшает кровообращение в глазах и развивает глазные мышцы. Оно формирует навык синхронного фиксирования движущихся объектов. Особенно полезно такое упражнение для детей, чьи родственники страдали косоглазием, поскольку оно может иметь профилактическое значение.

Создайте маятник — например, яркий шарик, бусину или большую пуговицу, привязанную к нитке. Это упражнение проводится сидя у окна. Взрослый должен стать позади ребенка и держать маятник примерно в 40 сантиметрах от его лица, призывая его следить за движениями. При этом голова ребенка должна оставаться неподвижной. Маятник раскачивается в течение 30 секунд, после чего взрослый предлагает малышу посмотреть в окно и обратить внимание на удаленные предметы. Если за окном видно автостоянку, пусть он опишет, какие машины и люди там находятся. Если это дом, ребенок должен сказать, сколько окон он видит, что находится внутри и что на крыше. Обычно малыш не сможет рассмотреть детали, но подобная практика очень полезна для тренировки зрения. Следует выяснить, на каком расстоянии он различает мелкие детали. Например, он может увидеть листья на одном дереве, а на другом уже нет.

Регулярные тренировки доказали свою эффективность: дети начинают все больше замечать и описывать нюансы объектов на расстоянии.

6. Метод «Воображаемая гимнастика».

Эта методика была предложена офтальмологом Мариной Ильинской в ее книге «Как учиться и не испортить зрение». Вдобавок к улучшению остроты зрения, воображаемая гимнастика развивает умственные процессы — восприятие и воображение. Она основана на реакции глаз на визуализируемые образы. При представлении нахождения в темной комнате зрачки, как правило, расширяются.

Чтобы выполнить эту методику, нужно удобно устроиться, расслабиться и представить что-то, что радует глаз. Автор предлагает детально вообразить океанский пляж с островом, круглыми пальмами, летающими чайками, лайнером — отметить цвета, контрасты и маленькие предметы. Нужно представить себя сидящим на берегу и смотрящим вдаль без очков. Мысленно перемещаем взгляд с одного объекта на другой. Важно сосредоточиться на том, что ваше зрение отлично, вам не нужны очки, и вы способны без труда разглядеть все детали. Упражнение проводится в течение 5-7 минут.

Если ребенок никогда не был на море, полезно расспросить его о самых приятных событиях из жизни — возможно, он помнит катание на «Колесе обозрения» или рыбалку с папой на озере в лесу. Необходимо исходить из тех ситуаций, которые остались в его памяти.

Быстрый комплекс упражнений для школьников

Обязательно сядьте в удобной позе с прямой спиной. После каждого упражнения закрывайте глаза на несколько секунд. Новички выполняют каждое упражнение один раз, через две-три недели можно увеличить количество подходов до двух, а через месяц — до трех. Все движения должны быть легкими и комфортными.

  1. 1. Глубоко вдыхая, смотрите в межбровье на несколько секунд. Постепенно выдыхайте и возвращайте глаза в исходное положение.
  2. 2. Глубоко вдохните, направьте взгляд на кончик носа. Удерживайте взгляд на несколько секунд, затем возвращайтесь в исходное положение при выдохе.
  3. 3. При вдохе смотрите вправо до предела. Убедитесь, что не задерживаете взгляд, выдыхайте и вернитесь в исходное положение. То же самое — влево.
  4. 4. Вдыхая, направьте взгляд в правый верхний угол. Не задерживая взгляд, выдыхайте и вернитесь в исходное положение. То же самое — в нижний левый угол. Повторите, начав с левого верхнего угла.
  5. 5. Вдыхая, опускайте глаза вниз, медленно вращая их по часовой стрелке. На верхней точке начинайте выдыхать и поворачивайте взгляд вниз. Новый круг начинайте без задержек.

Гимнастика для глаз в игровой форме набирает популярность среди родителей и педагогов. Многие замечают, что такие занятия не только помогают развивать зрение у детей, но и делают процесс обучения увлекательным. Игровые элементы, такие как рисование глазами или «угадай, что я вижу», захватывают внимание малышей и способствуют лучшему усвоению материала. Родители делятся положительными отзывами о том, как гимнастика помогает снять напряжение после длительного времени, проведенного за компьютером или учебниками. Педагоги также отмечают, что регулярные упражнения улучшают концентрацию и внимательность, что особенно важно для дошкольников и школьников. В целом, гимнастика для глаз становится важной частью здорового образа жизни детей, помогая им развиваться и получать удовольствие от процесса обучения.

Методика расслабления глаз

Этими упражнениями рекомендуется завершать занятия по зрительной гимнастике.

1. Упражнение «Пальминг» (от английского слова palm — ладонь).

Это упражнение можно выполнять в промежутках между учебой или работой на компьютере.

Следует сесть прямо, расслабиться и равномерно дышать. Напряжение в области шеи может нарушить нормальное кровоснабжение глаз, лишая их нужного питания. Мягко положите середины ладоней на глаза, не сжимая их слишком сильно. Пальцы могут быть расположены параллельно или перекрещены на лбу — главное, чтобы было комфортно. Нужно удостовериться, что нет щелочек, через которые проходит свет. Теперь закройте веки: глаза остаются скрытыми под ладонями. Опустите локти на стол, стараясь не выгибать спину в стороны. Тело должно быть расслаблено. В таком положении следует оставаться 10–15 секунд, а лучше дольше, чтобы глаза смогли отдохнуть. Возвращаться к обычному состоянию нужно медленно: сначала приоткройте ладони, затем несколько секунд проведите с закрытыми веками, и только потом откройте глаза.

2. Упражнение «Письмо носом».

Нужно закрыть глаза, расслабиться (можно сидеть или стоять) и представить, что кончик носа — это фломастер или кисть с краской. Теперь можно начать рисовать или писать в воздухе что угодно: буквы, слова, геометрические формы, простые рисунки. Это упражнение также помогает расслабить шею.

Детям дошкольного и младшего школьного возраста обычно несложно справляться с большинством упражнений. Проблема в том, что в данной возрастной категории аргументировать необходимость занятий сложно: дети часто не понимают важность таких тренировок, особенно если результат не приходит сразу. Задача родителей и воспитателей состоит в том, чтобы настойчиво показать ребенку, что регулярные занятия по зрительной гимнастике так же важны, как и ежедневные гигиенические процедуры, такие как чистка зубов.

Если проблемы со зрением у ребенка отсутствуют, то родители могут заниматься с ним основными упражнениями самостоятельно. В случае наличия серьезных нарушений зрения, лучше всего обратиться за рекомендациями к офтальмологу.

Видео

Вопрос-ответ

Какие упражнения входят в гимнастику для глаз?

Упражнение 1. «Жмурки»: крепко закройте глаза на 3-5 секунд. Упражнение 2. «Переносица»: смотрите прямо перед собой 2-3 секунды. Упражнение 3. «Пол – потолок – стены». Упражнение 4. «Шторки». Упражнение 5. «Часики». Упражнение 6. «Стреляем глазками». Упражнение 7. «Удивление». Упражнение 8. «Метка на стекле». Ещё

Когда должна проводиться гимнастика для глаз в школе?

Если у вашего школьника уже есть проблемы со зрением, то занятия зрительной гимнастикой обязательны. Регулярные упражнения помогут замедлить ухудшение зрения, что для школьников часто приводит к необходимости ношения очков.

Какое самое эффективное упражнение для глаз?

I. Упражнение для глаз (выполняется в сидячем положении): быстро моргать в течение 1-2 минут. Легко надавите тремя пальцами каждой руки на верхние веки закрытых глаз на 2 секунды. Повторите 3-4 раза. Вращайте глазами по кругу: вниз, вправо, вверх, влево и в обратном направлении.

Для чего нужна гимнастика для глаз для детей?

Зрительная гимнастика для дошкольников так же актуальна, как и для учащихся начальных классов. Укрепление мышц глаз в раннем возрасте поможет избежать ухудшения зрения впоследствии. Не забывайте, что гимнастика для глаз в дошкольных учреждениях должна проводиться в игровой форме, чтобы не вызвать утомления и негатива.

Опыт других людей

Эффективная гимнастика для глаз: лучшие упражнения для детей
Елена, 35 лет, мама двух школьников: «Я всегда стараюсь следить за зрением своих детей, особенно с приходом виртуальных развлечений. В нашем доме появилась книжка с играми для гимнастики глаз. Мы играем в ‘Найди 10 отличий’ с картинками, а в перерывах между учебой проводим минутные зарядки для глаз, закатывая и вращая их. Дети смеются и не чувствуют, что это ‘упражнения’ – просто весело проведенное время!»
Эффективная гимнастика для глаз: лучшие упражнения для детей
Сергей, 28 лет, учитель начальных классов: «На уроках мы используем игровые методы для развития и сохранения зрения. У меня есть ‘гимнастика для глаз’, которую мы делаем в виде игры – ‘Глаза на пиратов’. Дети закрывают один глаз и ‘ищут’ сокровища в классе, а затем меняют глаз. Это веселит и помогает им расслабить зрение в тот момент, когда они долго сидят за партой.»
Эффективная гимнастика для глаз: лучшие упражнения для детей
Анна, 40 лет, педагог-психолог: «Я провожу занятия для детей, где мы занимаемся гимнастикой для глаз в форме игр. Например, мы берем тапочки и мячики, и перекидываем их через ‘препятствия’, что помогает детям не только развивать мелкую моторику, но и делать минутные перерывы для глаз. Дети с радостью участвуют, а я стараюсь делать каждое занятие увлекательным!»

Вопросы по теме

Как гимнастика для глаз может помочь детям улучшить их зрительное восприятие в игровых условиях?

Гимнастика для глаз помогает улучшить зрительное восприятие, развивая такие навыки, как фокусировка и острота зрения. В игровой форме занятия становятся более привлекательными для детей, что способствуют их вовлеченности. Например, игры с мячом, где ребенок должен следить за движением объекта и выполнять серию заданий, могут улучшить координацию между глазами и руками, а также помогут развить пространственное восприятие. Такие игры активно развивают визуальную память и внимание, что очень важно в дошкольном и школьном возрасте.

Какие необычные игры можно включить в гимнастику для глаз, чтобы сделать занятия более увлекательными?

Существует множество необычных игр, которые могут сделать гимнастику для глаз более интересной. Например, «Глазной лабиринт» — это игра, где дети «путешествуют» по картинкам или нарисованным маршрутам, следя за движением небольшого шарика с помощью глаз, не двигая головой. Также можно организовать «Цветные охотники», где дети ищут предметы определенного цвета в комнате или на улице, фокусируя взгляд и развивая внимание. Используя элементы сюжета и задания, такие игры сделают занятия не только полезными, но и веселыми.

Как часто следует проводить гимнастику для глаз и сколько времени уделять каждому занятию?

Рекомендуется проводить гимнастику для глаз 2-3 раза в неделю, уделяя каждому занятию от 10 до 15 минут. Это время достаточно, чтобы дети могли сосредоточиться на упражнениях, не потеряв интерес. Важно также, чтобы занятия включали разнообразные упражнения и игры, которые поддерживают интерес детей и способствуют регулярному развитию их зрительных навыков. Однако стоит помнить о необходимости делать перерывы между занятиями, чтобы избежать переутомления глаз.

Оцените статью
Многопрофильная клиника Элеон МЕД
Добавить комментарий